Яндекс.Метрика

Глава VIII. Великий поход. Рассказ Алмамбета.

Когда мне пошел двенадцатый год, я столкнулся с Конурбаем и в Кыркайна, в пустыне Итэлбес, шесть раз сбивал его с лошади, а потом преследовал до самой ставки Эсенкана. Когда же я попросил Эсенкана:

- Дай мне одно из владений сорока твоих ханов!, - то он ответил: - Ты еще ребенок, и голова твоя не наполнилась мудростью.

Я разъярился, задумал убить его и с этой мыслью стал подкарауливать у ворот его выезд. Но вдруг я увидел его дочь, круглолицую красавицу Бурулчу. Она запала мне в душу, я сказал ей:

- Ты будешь моей.

Девушка ответила на это:

- Я родилась от луча, ты тоже сын священного луча. Если ты останешься китайцем, я никогда не буду твоей. Если же ты поедешь к бурутам и станешь мусульманином, то я буду тебя ждать.

Я разгневался на ее слова и хотел отрубить ей голову, но она быстро прошла через ворота и скрылась.

Об этом случае Эсенкан доложил Кара-хану и пожаловался ему на меня. Кара-хан велел привести меня и сказал:

- Если тебе нужно царство, то иди, садись на мой престол. Я сидел до самой старости, но толку не было.

С этими словами он надел мне на голову таджи и посадил на трон. Во сне ко мне явился дувана и сказал:

- Ты напрасно сел на этот трон. Это не твое настоящее место. Под ковром, которым покрыт трон, выкопана бездонная яма. Если ты будешь сидеть больше двадцати дней, то упадешь в нее и погибнешь.

В это время мать моя Алтынай прислала мне письмо:

- Приезжай скорее, ибо я лежу на смертном одре.

Тогда я убил шесть ханов Кара-хана и поехал к матери. Расстояние в сорок дней я проехал за полдня на своем скакуне. В ту ночь ко мне во сне явился дувана и обратил меня в мусульманскую веру. На утро матушка рассказала мне, что она - дочь луча и я - сын луча. Мы решили бежать к бурутам.

- Обрати отца в веру ислама, если же он не согласится, то отруби ему голову, - сказала матушка.

Отец отказался, и я обезглавил его.

Вместе с матерью я покинул Бейджин. Нас сопровождал пастух Маджик, пленный юноша мусульманин, сын убитого Конурбаем купца-ходжи, возвращавшегося со своим караваном из паломничества в Мекку. С помощью Маджика я собрал себе дружину из сорока джигитов - пастухов, и мы двинулись в путь. По приказу Кара-хана китайские войска пустились преследовать меня. Они окружили нас, и завязалась тут такая жестокая битва, что гривы всех лошадей окрасились кровью. Я погнался за Конурбаем, а в это время китайцы убили мою мать и перебили моих сорок чоро. Я похоронил их тела, и мы вдвоем с Маджиком в двенадцать дней достигли Талчоку. Золотые одежды моего отца Азиз-хана я зарыл вот здесь, под этой скалой.

И Алмамбет, разрыв землю, вытащил оттуда золотой халат отца.

Батыры прослушали рассказ Алмамбета и двинулись далее в путь на Бейджин. По пути Алмамбет сказал:

- Если я задержусь, то не больше, чем на три месяца, если же я случайно погибну в этом походе, то навьючьте мои кости на Саралу и увезите в Талас. Если ты сам останешься цел и невредим, то не забудь, что Арууке при нашем отъезде носила под сердцем трехмесячного дитя. Если родится мальчик, то назови его Кульчоро!

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.